Франц Деволан - один из основных основателей Одессы
Интересные ссылки: Украина, СНГ от 2 до 20 тонн транспортные услуги.

Франц Деволан -
один из основных основателей Одессы.
 
7 сентября исполнилось 255 лет со дня рождения Франца Деволана -
одного из основных основателей Одессы.


   Я давно интересуюсь историей Одессы и обликами гражданских и культурных личностей в её истории...
   Так получилось, что я, прежде всего, описывал деяния и биографии, градоначальников, а также известных театральных и литературных деятелей, чья биография была связана с историей любимого города...
     В плеяду градоначальников Деволан не входил... Зато мы и сейчас видим Одессу такой, какой её задумал полковник и строитель - Франц Де Волан!

   Настало время рассказать об этом замечательном человеке!
      Хотя это и не просто!!!
            Практически нет в интернете страниц, напрямую посвященных Деволану...
            Чаще всего его имя упоминается в связи с деяниями Де Рибаса и других основателей города...
      Тем более интересно решить такую задачу...
           Пусть "первый блин" и будет "небольшим комом"...
           Но все же это начало нового пути... ;)



     Так описывается биография Деволана в Интернет-Энциклопедии "Википедия" - Франц Павлович де Воллан :
          Франц Па?влович де Волла?н (Девола?нт; фр. Francois de Wollant) (1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова, первый архитектор Одессы, Новочеркасска, Тирасполя, Овидиополя и др. городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, первый инженер во главе Ведомства путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой, единственный инженер-полковник в русской армии, получивший генеральский орден и пр.
          Молодость провёл в Южной Америке. С 1779 г. находился с картографической миссией в Суринаме. С 1781 г. разрабатывал планы защиты этой голландской колонии. Составлял топографические карты, проектировал военные укрепления и принимал участие в военных действиях против англичан. После возвращения в Голландию в 1784 г. участвовал в составлении карт и атласа Восточной части Голландии. В марте 1786 г. ушёл в отставку в чине инженер-капитана.
          В октябре 1786 г. подписал договор с русским послом в Гааге С. Колычевым о поступлении на русскую службу и покинул Голландию. Участвовал в Гогландском сражении 6 июля 1788 г. на эскадре С. К. Грейга против шведского флота. Участвовал в штурме Измаила и других турецких крепостей. Составил карты отвоёванных у Османской империи территорий. В 1792—1794 гг. под руководством А.В. Суворова проектировал и строил крепости южной оборонительной линии по Днестру и Черноморскому побережью. Разработал планы строительства города Одессы, её порта и новой крепости. В то же время занимался реконструкцией Таганрогского порта. Занимался развитием водных систем России. Спроектировал и построил Мариинскую и Тихвинскую водные системы и ряд каналов.
          Инженер-генерал. Один из инициаторов создания Корпуса инженеров путей сообщения и его института (1809—1810). С 1812 — главный директор путей сообщения, с 1814 — член Комитета министров. Под руководством де Воллана в 1816 г. началось строительство первого в России шоссе Петербург — Москва.
          В своей работе во многом руководствовался принципами древнеримской гидротехники и градостроительства.
          Похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище.



   Бронзовые фигуры основателей Одессы - адмирала Иосифа де-Рибаса и инженер-полковника Франца де-Волана - были установлены благодарными одесситами у постамента памятнику императрице Екатерины в 1900 году. Однако после революции 1917 года памятник был снесен, а с ним и стерты имена этих "царских приспешников" и "безродных иностранцев" из истории нашего города.

   Однако культурная традиция распорядилась памятью о де-Рибасе и де-Волане очень по-разному. Имя Иосифа Михайловича де-Рибаса в свое время обрело довольно широкую, но почти скандальную известность. По всем внешним биографическим признакам - это типичный герой авантюрного классического романа XVIII столетия, превратившего свою жизнь в рискованнейшую игру. Его личная жизнь наполнена бесконечными интригами, участием в похищениях и заговорах, хитросплетениях дворцовых тайн. Она изобилует остроумными и экстравагантными выходками, неожиданными военными, светскими и любовными приключениями. Его виртуозный талант, сочетавший безоглядную смелость с редкой осторожностью и расчетливостью, военная и придворная удачливость, создали ему репутацию авантюриста и светского проходимца, интригана и заговорщика. И он действительно погибает, запутавшись в собственных интригах.
   В одесской литературе досоветского времени Иосиф де-Рибас считался, пожалуй, единственным основателем Одессы и к началу XX века стал едва ли не мифологической фигурой. Его сподвижник Франц де-Волан лишь скупо упоминался историками, литераторами и мемуаристами в контексте его имени - лишь как спутник, верный соратник и добросовестный исполнитель замыслов отца-основателя. В таком виде образы этих людей представлены в энциклопедии одесской мифологии - "Старой Одессе" Александра Дерибаса
   В советскую эпоху имя де-Рибаса (как, впрочем, и де-Волана) было фактически вычеркнуто из истории Одессы. Героем Хаджибея и основателем города "назначили" А. В. Суворова. А когда "кончилась" советская власть, чудом выжившая одесская культура снова обратилась к своим подлинным героям.
   Наряду с этим, в последние годы имя де-Волана было также и с немалым энтузиазмом извлечено из "мрака забвения". Создан музей истории порта его имени, установлены бюст и памятная доска. Однако сторонники де-Волана крайне раздражены непомерной, по их мнению, популярностью "культа де-Рибаса".
   Действительно, фигура Франца Павловича де-Волана на фоне яркой личности де-Рибаса до последнего времени по-прежнему оставалась как бы в тени. Внешне его биография куда менее впечатляюща и, соответственно, менее известна. Кажется очевидным, что он действительно был очень скромным человеком, в своем автобиографическом очерке он пишет лишь о своей работе и службе, совершенно не подчеркивая при этом собственных заслуг. Современники характеризуют его как человека "доброго", но "скушного", хотя порой и "грозного", настойчивого и совершенно бескомпромиссного, особенно в профессиональных вопросах. Екатерина II в одном из своих Рескриптов отметила инженер-полковника де-Волана, "...котораго неутомимой деятельностью и расторопностью все производимые в ведомстве Нашем многочисленные работы и строения производятся в исполнение с желаемым успехом".
Действительно, "то, что сделал за 30 с лишним лет своей службы Деволан, хватило бы на десятки проектных и строительных организаций..., он никогда не сгибался перед недугом, и умер до выхода в отставку, как солдат погибает в бою" [В. Котов]. Сказанное характеризует де-Волана как одаренного профессионала исключительно добросовестного, на редкость "трудолюбивого и думающего только о работе. О его личной жизни мы не знаем практически ничего - он "свою жизнь без остатка посвятил делу". В отличие от него, "де-Рибас... был обласкан за заслуги далеко не военного свойства", его на Хаджибейский бастион "закинули льстецы", и потому "слухи о его "победах" быстро облетели Европу, чего был лишен де-Волан и другие" [Глеб-Кошанский].
   Насколько нам известно, ни в одном документе, хоть как-то касающимся отношений де-Рибаса и де-Волана за все годы их совместной деятельности не отмечено ни одного конфликта и даже недоброжелательства. Напротив, создается впечатление взаимного уважения, единомыслия и комплиментарности в оценках деятельности друг друга. Это неудивительно - "дело" у них оказалось общим.
   Как бы там ни было, мы знаем результат - органичное сотрудничество отцов-основателей Одессы несомненно состоялось. Трудно судить, были ли они близкими друзьями. Но совершенно определенно, что их "культурные установки" полностью совпадали. Они были единомышленниками и оказались идеальными деловыми партнерами. Лишь подобное отношение друг к другу и к своему делу позволило де-Волану создать Одессу как бы по непосредственному "заказу" де-Рибаса - создать ее в "подражание древним", на месте античного города Борисфена, ее подлинного предшественника.
   Разные, но необычайно сильные таланты "родителей" города, оказались органично взаимодополняющими. Их объединил именно тот самый "общекультурный профессионализм", который позволил им обоим, своим совокупным трудом и талантом создать феномен Одессы, феномен которой до сих пор остается удивительным. Основная цель и идея этих очерков - показать историко-культурные и психологические истоки этого замысла, его "археологию" внутри каждого из них, который обрел одинаковую культурную мотивацию и направленность, и превратился тем самым в общее "дело".
      Фрагмент из книги Андрея Олеговича Добролюбского. У колыбели Одессы.


   Чтобы получить представление о том, какое место занимал Деволан в плеяде выдающихся российских инженеров-строителей, достаточно бегло ознакомиться с основными вехами его служебной карьеры. Франц Сент де Волан поступил на русскую службу в 1787 г. в возрасте 27 лет инженер-майором. В 1789 г. состоял первым инженером армии, а в 1793-м занимал ту же должность в армии Суворова в Польше. С 1795 г. управлял постройкой крепостей в Фанагории, Одессе, Тирасполе, на Кинбурне и городов: Одессы, Овидиополя, Тирасполя, Григориополя, Вознесенска. С 1798 г. - член департамента водных коммуникаций, и в этой должности строил Огинский канал, Мариинскую и Тихвинскую системы, обводные каналы около Онежского и вокруг Ладожского озер. В последующем - был назначен главным директором путей сообщения, членом Совета министров.
   Мы знаем Деволана как личность выдающуюся, всесторонне одаренную, как инженера-строителя широкого профиля с колоссальным зарядом энергии и исключительной работоспособностью - он вел строительство городов и крупнейших инженерных сооружений в разных районах России практически одновременно. Имя этого первостроителя Одессы будет сохраняться в благодарной памяти одесситов до той поры, пока будет существовать наш город.

   Перед Деволаном была поставлена задача проектирования города-порта практически на голом месте, причем уже в проектном решении должен был быть импульс к его стремительному росту. Нарождающийся город должен был сразу же заявить о себе как о крупном начинании, приобрести имидж очередного "чуда света", ошеломить размахом строительства и овладеть сердцами и умами дальновидных коммерсантов, банкиров, ремесленников, представителей интеллектуальной элиты. А это диктовало необходимость развернуть работы широким фронтом, на большой территории.
  Руководствуясь всеми этими соображениями, Деволан рассредоточил в пределах границ большого города восемь площадей - как бы центров притяжения формирующихся жилых зон. Ни одна их них не обладала явными преимуществами перед другой - горожане могли селиться в той или другой, сообразуясь с собственными приоритетами. При этом предполагалось, что территория между этими локальными жилыми зонами какое-то время останется незастроенной, т.е. город будет эволюционировать по принципу образования мегаполиса.
   Оправдались ли надежды Деволана? В общих чертах оправдались. Правда, три из запланированных площадей не состоялись - они оказались за чертой порто-франко, где деволановские планы не соблюдались.

   В первом плане города Ф. Деволаном предусматривалась центральная площадь с церковью в "узловой" точке, обеспечивающей переход прямоугольной системы улиц, ориентированной по частям света, к системе улиц, размещаемой под углом в 45 градусов.
В соответствии с этим планом Соборная площадь была главной общественной площадью города       В 1795 г. на территории Соборной площади была заложена соборная церковь в честь святителя Николая. Эта церковь и стала прародительницей будущего Спасо-Преобржаенского собора, который свято воодушевляет всех одесситов и гостей города.    Как видим, Деволан был не только великим строителем, но и незаурядным психологом, экономистом, социологом. Он как бы запустил механизм цепной реакции, в которую в свое время включились первые зодчие Одессы - братья Фраполли и Торичелли. В результате культурного взрыва развернулись, в частности, три каменных цветка, три локальных центра: площади Херсонская, Северная и Вольный рынок. Архитектурные ансамбли в классическом стиле окружали эти площади перистилями - уроженцы средиземноморья имитировали здесь греческие агоры или римские форумы, общественные центры античной эпохи, наследницей которой считала себя Одесса.
      Фрагмент статьи Загадка Деволана


   В честь инженера-полковника Ф. Деволана, первого планировщика одесского торгового порта и города, одна улица в порту, за Карантинной гаванью, была названа Деволановой.

   В Одессе к октябрю завершится строительство памятника основателям города. Монумент состоит из пяти фигур. Бронзовые Деволан, Дерибас, Платон Зубов и Григорий Потемкин уже на своих местах. Далее, на постамент из красного гранита установят скульптуру Екатерины Второй.
   Одесский порт носит имя Деволана. В порту есть музей, посвященный этому замечательному человеку. Есть бюст Деволана у входа в Морской торговый порт.



Но самое главное, что имя Франца Деволана навсегда останется в памяти одесситов и гостей города,
пока жива Красавица Одесса, созданная по проекту великого строителя!!!



   Таким получился мой рассказ об одном из основателей любимого города, собранный из материалов нескольких статей...
   Материала не очень много, но, как мне кажется, облик строителя той Одессы, какой мы видим её сейчас, стал нам ближе и понятнее...
   Жизнь продолжается... И она будет и дальше открывать перед нами всё более новые и интересные страницы из истории любимого города!!!


 

Яндекс.Метрика     На главную страницу сайта   На страничку "История Одессы"    На страничку "Страницы об Одессе"  Рассылка  E_mail