Вера Васильевна Холодная -
|
||
|
Поразительней всего в биографии и судьбе Веры Васильевны Левченко, что ее бессмертное, сакраментальное экранное имя не является псевдонимом. Это фамилия мужа - московского адвоката, отмеченного только двумя интересными чертами: он не препятствовал кинематографической карьере жены, несмотря на вызванные ею несомненные и серьезные издержки семейной жизни; и он был расстрелян большевиками неизвестно за что, но сразу после смерти своей жены (к тому времени бывшей). Эта фамилия-эпитет приобретает почти мистический (хотя и курьезный) оттенок, если учесть, что Холодная, уехав из холодной Москвы на юг, 17 февраля 1919 года Вера Холодная умерла от пневмонии - "испанки" после неудачной поездки по завьюженной зимней Одессе. В ее смерть никто не хотел верить - все считали, что это какая-то шпионско-контрразведческая интрига (Подобный политический колорит окрашивает посвященный ей фильм "Раба любви"). В первые два десятилетия истории кино каждый национальный кинематограф разрабатывал ясную жанровую специализацию. Русское кино пыталось найти себя в экранизациях русской классической литературы (например, "Живой труп" с Верой Холодной). Но настоящий успех был в освоении киномелодрамы вслед за итальянским и особенно успешным в этом жанре датским кино. Русские мелодрамы, по-своему представлявшие стиль модерн (сочетание эстетизма и символизма), ставил русский режиссер Евгений Бауэр, основной режиссер на кинофабрике Ханжонкова, который и благословил его работу с новой молодой (и неопытной) актрисой. Позже ее снимал другой, еще более популярный мастер мелодрамы Петр Чардынин. Вера Холодная стала королевой экрана потому, что она была природной королевой мелодрамы. В отличие от скандинавских актрис (Грета Гарбо, Глория Свенсон) она не была воплощением роковой женщины, но создавала собственный сплав естественности и манерности, красоты и печали, мягкого света и тайной темной силы. Конечно, тогда она стала кумиром в основном полуинтеллигентной публики - молодых офицеров, гимназистов, сентиментальных обывателей (любителей романса), тех, для кого атмосфера наступающего рокового поворота истории, в который входила Россия, была слишком тяжела. Сегодня привлекательность Веры Холодной - это магическое воздействие того искусства, которое было только неповторимой игрой света и тени, в котором живая любящая женщина обязательно еще и призрак, мечта, легенда. Такой она предстает в крайне успешном исполнении Елены Соловей в михалковской "Рабе Любви", и, особенно, в работе легендарного Рустама Хамдамова ("Нечаянные радости" - стилизованная часть в его единственном полнометражном, сюрреалистическом фильме "Аnne Karamasoff"). Вере Холодная посвящена песня Александра Вертинского "Ваши пальцы пахнут ладаном". Такая понятная и такая неотразимая романсовая мелодия звучит в названиях фильмов с участием Веры Холодной: "Песнь торжествующей любви", "В мире должна царить красота", "Лунная красавица", "Жизнь за жизнь", "Дети века" - реж. Е.Бауэр; "Сказка любви дорогой", "Молчи, грусть, молчи...", "Позабудь про камин, в нем погасли огни" - реж. П.Чардынин; "Тернистый путь славы", "Шахматы жизни", "Последнее танго"... Вера Васильевна Холодная снялась почти в 50 фильмах! Всего лишь - за четыре года работы в кино!... Открытие памятника знаменитой актрисе немого кино Вере Васильевне Холодной состоялось в Одессе 2 сентября 2003 года в День города. Бронзовую фигуру отлили в киевском специализированном творческом объединении "Художник". Звезда немого кино изображена в полный рост на постаменте, символизирующем сцену. У ее ног лежат отлитые из бронзы цветы. Автором памятника является одесский скульптор Александр Токарев. Памятник установлен на улице Преображенской возле того места, где был расположен в фасадном флигеле дома Папудовых, в котором жила актриса, ... и в непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора, в котором ее отпевали... |
|
На главную страницу сайта На страничку "История Одессы" На страничку "Страницы об Одессе" Рассылка E_mail |