|
5. Премьера. В день премьеры собрались в зале утром в зале утром, в 11-00. Расставляли стулья, гладили костюмы, репетировали. Первый прогон сделали в 15-00. Он нам не понравился. Лишь к середине спектакля смогли разыграться. Вместе пообедали. За едой, приправленной шутками беспокойного Паши Зволева и Володи, повеселели, взбодрились. И почти перед спектаклем начали генеральную репетицию. Не дошли и до середины, когда пришла пора впускать зрителей. На охрану входных дверей мы поставили стражников (Сашу Лачугина, Алешу Сычева и Витю Адлерова) во главе с бородатым статным капралом Игорем Савиловым. Все они были в камзолах, темных брюках, сапогах, начищенных до блеска, и в беретах. Так придумали не из-за проверки билетов (думали и ползала не наберется), а так, для блеска, чтобы ввести публику в соответствующую обстановку. Вот уже и 19-00. Пора начинать. Но зрители еще рассаживаются, приходят новые люди, заинтересованные тем, почему здесь толпится столько народу. И , в результате, зал оказался почти заполненным. Полвосьмого. Все. Пора. Мы рассаживаемся на импровизированной телеге из двух столов, она же - камин. Игорь Бегун - лесничий - кучер. Несколько ребят стоят по сторонам телеги. Звучит музыка - это играет и поет ансамбль Паши Москаленко. Вот слова вступительной песни: Добрых и простых! Узнаем мы в сказках... Узнаем мы в сказках. и себя самих»… Поем все вместе. Кончается песня, все становятся по своим местам и под быструю мелодию начинаем гримироваться и исполняем первый танец. Все делают одни и те же движения. Старается. И это должно впечатлять. После танца церемонно раскланиваемся, надеваем парики - я свой длинный, седой, до плеч; Виталик Сырцов - белый парик Елизаветинских времен и Володя Савченко - свой, обыкновенный. Вот все готовы. Тихо расходимся за кулисы. И действие начинается. Нет возможности пересказывать весь спектакль. Поэтому я буду говорить лишь о том, кто, кого и как играл в сценах, которые будут упоминаться в дальнейшем. Центральной фигурой, естественно, был король. Он появляется на сцене в одежде каратиста с поясом (какого цвета не помню) и начинает разминку: «Хачитачи, строю дачу; и я » - и многое другое кричал он, делая стойку каратиста. Паша месяц назад начал ходить в секцию карате и сам предложил ввести в спектакль некоторые элементы борьбы. Такой зарядкой с самого начала он заводил публику. А в конце разминки лакей приносил кирпич, который король с криком «Ма-ма-ши» ломал об голову. Камень , конечно, был из двух половинок, но кто об этом не знал, вряд ли догадался. Таким интересным заводным было начало спектакля. А потом король начинал веселую перебранку со стражниками насчет грязных ворот. Тоже занимательную. Потом мы видим дом лесничего. Две сестры: полная (Ира Крыжина) и худая (Катя Постолова). Ими командует мачеха Золушки - Марина Петрова. Они сидят и дуют на свежеокрашенные ногти. А вокруг них суетится Золушка (Марина Кузнецова). Марина - тонкая, изящная блондинка, довольно красивая, внешне похожая на Золушку. Но по характеру она была намного не серьезнее. И это сразу чувствовалось, не смотря на все ее старания. А на балу она была до откровения кокетлива. Так сказать новая интерпретация Золушки. Остальные три фигуры в этой сцене были удивительно колоритны. Полная веселая подвижная Ира - хохотушка, способная заразительно засмеяться от малой мелочи и в самом неподходящем месте. Катя Постолова - тонкая, худая, высокая, но тоже веселая и задорная. Подружки в жизни, они почти натурально ведут совместные насмешки и издевательства над Золушкой. И всем этим руководит мачеха (Марина Петрова) - с упрямом лицом и повелительным характером. Никто из девушек не смог бы лучше нее сыграть эту роль. При этом Марина любит умный юмор, умеет шутить и смеется обычно только над действительно остроумными шутками. В определенный момент мачеха властно зовет лесничего. Меланхоличный Игорь Бегун из конца зала мчится к сцене на своих скользких сапогах, оправдывая фамилию. Перестаравшись, он поскальзывается на ступеньках лестницы перед сценой и едва не расшибает свой широкий крепкий лоб. Спасла его увесистая дубина, которую Игорь держал в правой руке. В последний момент он смог на нее опереться. А в зале хохот. Все думают, что так и задумано. А Игорю-бедняге не до смеха. Запыхавшись, он предстает перед суровой женой, и ему, как всегда, достается «за труды». За бранью мачехи и приготовлениями дочек к балу заканчивается эта сцена. Теперь начинается бал. С двух сторон, пританцовывая, мы выходим к сцене, бросая серпантин. Мне его понадавали много. Большинство кружков я пораздавал ребятам, но штук пять осталось. Танцуя, я бросил первый, он раскрутился и повис на плечах зрителей нескольких рядов. Со вторым серпантином произошел еще больший казус. Кружочек не развернулся и врезался кому-то в лоб. Зал прибалдел, думая, что волшебник с кем-то сводит личные счеты... Оттанцевав, мы выходим на сцену. Начинается бал. Мы ходим по сцене, галантно раскланиваясь, приветствуем короля в мантии, которому лакей помогает взобраться на трон, установленный на столе. Все наперегонки устремляются к королю, отталкивая друг друга. Шум. Гам. Неразбериха. Король, блаженствуя, машет всем рукой. Лакей сидит в ногах у короля зевает. Потом появляется принц - Сережа Мамин - высокий блондин с вьющимися волосами и розовыми, слегка шероховатыми щеками. Он всегда играет самозабвенно, с какой-то бунтарской энергией. И этим может заводить публику. « Сынок, прочитай стишок, » - король сползает с трона с помощью лакея и подталкивает принца к стулу, подсовывая к его лицу платок, заставляет высморкаться. Мамин, с лицом растерявшегося мальчишки, очень громко читает стих. Начинает звучать мелодия полонеза. Все танцуют. Волшебник устало спит. Но вдруг чинный усыпляющий полонез превращается в быстрый танец в стиле «рок». Все «в экстазе». Даже глуховатый волшебник вскакивает и начинает плясать, правда, не в такт музыке. Король взмахом руки командует музыкантами, и снова звучит чинный полонез. Продолжает спать, посапывая, волшебник. Едва отзвучал полонез, объявляют ужин. Все рассаживаются и начинают одновременно и одинаково есть: орудуют невидимыми ложками и вилками, кавалеры ухаживают за дамами, разливая вино. Король ест за своим столом. Лакей примостился рядышком, отхватывая куски из королевской тарелки, когда король зазевается. В разгар пиршества появляется Золушка. Все прекращают жевать. Король начинает за ней ухаживать, подталкивает принца. Юноша впервые сразу слушается приказа отца. Маркиз Па-де-труа - Виталий Сырцов - в танце изображает бытовую сценку из жизни пастухов. Король переводит Золушке: « Когда министр однажды увидел пастуха, который шел во главе стада коров...». Маркиз оборачивается, обиженно смотрит на короля и начинает грациозно подрыгивать ногой. Король, смущенно: « Виноват. Пастушка, окруженного резвыми козочками, министр подумал, что жизнь пастуха (маркиз изображает пастуха) прекраснее (маркиз делает легкое изящное па-де-де), чем жизнь министра, отягощенного государственными делами (маркиз изображает усталость) и завершает сценку быстрыми прыжками вокруг трона. Общие аплодисменты. Раскланиваясь, маркиз подходит к королю, принцу и Золушке и приглашает ее на танец, протянув руку в элегантном поклоне. Принц передвигает руку маркиза к королю, которую Паша в веселой гримасой крепко пожимает. Маркиз обиженно ретируется. Счастливые молодые идут танцевать. И снова полонез. После полонеза стражники меня - Волшебника - подтаскивают к королю. Я упираюсь, спросонья не понимая в чем дело. Все бросаются ко мне, требуя чудес: дачу в Коломне, жену с трехкомнатным кооперативом и многое другое. Король всех успокаивает. Он просит сделать доброе волшебство, приятное для всех. При этом громко кричит мне прямо в ухо. Я отвечаю стандартным «Ага!» и кричу в ухо королю: « Это очень просто Ваше Величество» через свой колпак, перевернутый в виде рупора, чтобы король лучше расслышал. Тот чуть не падает со своего шаткого трона. Выручает лакей. Я хлопаю три раза в ладошки, и в зале гаснет свет. Мы попадаем в Страну чудес. Все замирают в самых разнообразных позах: «Три богатыря» и так далее... Принц с Золушкой ходят по сцене и он рассказывает об этих фигурах. Рассказ придумали сами по ходу репетиций. Потом влюбленные поют друг другу чудесные песни, признания в любви, написанные Пашей Москаленко. Принц: Перед Вашей красотою, Словно мальчик я дрожу. Нет ! Я сердца не открою И ничего Вам не скажу ! Вы, как сон или виденье, Вдруг нечаянно коснусь, И забудусь на мгновенье, И от отчаянья проснусь. Только не теперь, Только не теперь, Я Вас прошу ... Слов мне о Любви Вам не говорить ... Я Вас прошу ... Золушка: Зовут Золушкой меня, Потому что у огня Каждый день тружусь, тружусь, У огня вожусь, вожусь, И всегда в золе я...». Но заканчивается идиллия и гнусавый голос объявляет: « Ваше время истекло ! Кончайте разговор !». Все оживают. Бьют часы двенадцать раз. Золушка убегает, теряя туфельку. Суматоха. Все ищут незнакомку. В это время лакей невозмутимо доедает королевскую трапезу. Хозяин сгоняет его со своего стула и требует запрягать лошадей. На что лакей так же меланхолично отвечает: « Не кормлены. Кони королевские, нежные, не покушавши разве можно?». Стражники переговариваются с королем. Король: «Здесь девушка не пробегала?». Стражники: «Блондинка, брюнетка?». Король: «Блондинка!». Итак, все ищут Незнакомку. Строевым четким шагом входят стражники во главе с капралом. Они громко исполняют песню: Синьоры, места занимайте скорей! Хожденье по залу прошу прекратить, Ведь стражники могут случайно убить. У нас в королевстве такое опять: Ни в сказке сказать, Ни пером описать. Сбежала красавица, надо найти! Синьоры , не стойте у нас на пути! А туфельку эту, как только найдем, Невесту узнаем, себе не возьмем ! Музыканты танцуют вместе со всеми. Стражники: «Она ведь могла и не то потерять!». Паша: «А что?». Стражники: " Ни в сказке сказать, Ни пером описать!" Здесь по пьесе имелось в виду начало второго действия после антракта. Поэтому оправданы слова: «Хожденье по залу прошу прекратить». У нас спектакль шел без перерыва, но зрители прекрасно поняли смысл слов песни. Ну, а потом все расходятся. Гаснет свет. Лакей стоит на сцене, рассказывая о чудовище. Принц бродит с фонариком по залу, отыскивая любимую по рядам. В это время лакей красиво сражается с разбойниками, применяя приемы из разных видов борьбы и бокса, включая профессиональный. При этом лакей успевает рассказывать о чудовище, и этот рассказ во время драки приобретает смешной смысл. Драка - одна из самых красочных сцен спектакля. Ребята, любовно отстраивали ее на всех репетициях, доведя движения почти до автоматизма. На одной из тренировок Витя Адлеров настолько самозабвенно отлетал после мнимого удара Володи, что проехал метр на коленках по деревянному полу и протаранил лбом колонну. Результатом героических действий стали разорванные штаны и огромная шишка на лбу. Но Витя стоически перенес это испытание. « Искусство требует жертв!». А в темноте зала разговор Принца с Золушкой. Потом поиск девушки по туфельке. Стражники в доме лесничего куплены за бочонок водки и две селедки. Худощавая Катюша натягивает туфлю. Но ничего не выходит. Это фея (Нина Седова) с мальчиком (Оля Вайнерман) способствуют счастью Золушки. Вот и счастливая концовка пьесы. Снова телега, и отъезжающий бродячий театр напевает прекрасные слова заглавной песни спектакля: « В мире много сказок ... ». Мы победили ! И хотя потом, как поговаривали наши конкуренты кучеровцы, что спектакль был слабым и сырым, все равно, я уверен, что спектакль бил в цель: народ смеялся и рыдал. Ну, а некоторое несовершенство формы простительно, мы - не профессионалы. И наша сила - в любви к общему делу: в самозабвенности, в ярком порыве, засветившим спектакль огнем добра и любви. Пока зрители не разошлись, мы с трудом сдерживали радость, отходили от ролей, а потом веселились, радуясь удачному дебюту и тому, что не зря трудились. Вячеслав Сергеевич радовался вместе с нами. На его умном красивом лице светилась добрая радостная улыбка. Это была и его удача. Наше общее детище - спектакль «Золушка» начало нелегкий путь, еще не зная трудностей и бед. И казалось, что эта радость - навечно... Вячеслав сразу же предупредил, что этот спектакль - рабочий, и показывать его нужно еще не раз, обкатывая до совершенства, а жажда творчества безгранична ! Потом было шампанское, радостные объятия, веселое вечернее застолье с шутками, песнями и танцами. А впереди уже вовсю сияло приближение празднования Нового 1998 года. Как справлять? Конечно же, Вместе! Так тому и быть!!! Олег
Смирнов-Южный
г. Одесса 2005 г. |