На главную страницу сайта  Страница "Праздники"  Рассылка  E_mail

Нашему чудесному детищу -
студенческому театру-студии " Золушка "
Посвящается!!!

" Этот прекрасный, прекрасный мир "
( документальная повесть)



Повесть "Этот прекрасный, прекрасный мир" - оглавление

Глава 4.

Работа.

  Молодости свойственен задор.
  Она любит ставить перед собой великие цели и без страха берется за их разрешение.
  Так случилось и в студии.
  Лишь немногие в школе участвовали в театральных коллективах и ансамблях, как Сережа Мамин, наш «принц». Поэтому все происходящее для нас было впервые. Но каждый знал, чего он хочет от студии. Многие из нас в школе читали со сцены стихи, как я, или изредка делали сценки, которые были популярны при подготовке праздничных вечеров.
  Так подобрался состав, готовый довести начатое дело до победы.
  Прежде всего, огромную роль играл интерес.
  Студия с первых дней настолько заинтриговала всех, что вряд ли у кого-нибудь возникала мысль уйти, не попробовав свои силы на новом поприще.
  И огромное желание проявить себя!!!
  Молодые люди искали приложения своей кипучей энергии.
  И все с удовольствием работали.
  Это очень важно.
  Подобное ощущение создает доброжелательный микроклиматмикроклимат в коллективе, что способствует созданию максимального КПД (коэффициента полезного действия), как сказали бы экономисты.
Благодаря такому микроклимату удалось быстро сдружиться, узнать друг друга.
Особенно важным это было для режиссера Сереги, как его мы сразу стали называть, не смотря на разницу в возрасте (ему было лет тридцать).
  Сергей - крепко сложенный мужчина с крупным лицом, которое словно состояло из двух половин: тяжелой мрачной нижней части (подбородок) и ясные веселые умные глаза.
  Подобный человек, кроме внешне очень располагающих данных, сразу же поражал тонким юмором, подвижностью ума и доброжелательностью.
Именно поэтому его сразу же стали звать Серегой и на "ты".
  Так в атмосфере доброжелательности, он незаметно изучил нас, подбирая роли в соответствии с характером.
  Сейчас в первом спектакле, в первой пробе, было очень важно не промахнуться, и недостаток опыта восполнить схожестью характеров актера и типажа, и влюбленностью в дело.
  Как Сергей распределял роли, я не знаю, потому что, когда я пришел в ноябре, над основными действующими лицами уже шла работа. Но уверен, что выбор роли происходил без нажима, в виде просьб: ты попробуй эту роль, а ты - эту.
  Так было и со мной. Но об этом немного позже.
  Сейчас о спектакле.
  Он должен был быть таким, чтобы дать сыграть каждому, чтобы никто не прохлаждался в зале.
  Кроме того, спектакль обязан быть интересным и задорным, чтобы работа работа над ним постоянно воспламеняла, не давая повода к самоуспокоению: мол, я уже достиг того, чего хотел.
  И сразу же планировался, как пьеса, над которой еще долго можно будет работать, углубляя характеры.
  Таким спектаклем стала обработка пьесы Шварца "Золушка" с множеством массовых сцен, с песнями персонажей.
  Это было именно то, что искал режиссер.
  Как я уже говорил, моя первая репетиция началась с разучивания реверанса. Он был необходимым атрибутом изображаемого времени и приспособлением в спектакле, той волшебной палочкой, способной спасти от скованности жестов с самого начала спектакля, а это очень важно.
  Могу с уверенностью сказать, что это была очень интересная находка.
  Кроме того, полонез и еще несколько танцев превращали спектакль в праздничный бал, да
  Активно велась работа над сценами. Лишь у некоторых ребят не было отдельной роли. Парни были заняты практически все.
  С девушками сложнее - женских ролей обычно мало.   И поэтому половина девушек работала в массовке, что их совершенно не возмущало.
  Я пришел, когда все основные мужские роли были розданы.
  Но Сергей видел еще роль Кота в сапогах, который вмешивался в ход игры, всем предлагал сыграть в очко и всегда выигрывал, а потом улегся у камина и спал до конца спектакля.
  Сергей рассказывал, что видел "Золушку", где именно "кот" был изображен лучше всех.
  То есть, в роли нет слов, но сколько возможностей для игры!
  Но "кот" как-то "отошел в сторону", не вписался в структуру пьесы, и мне предложили роль Волшебника.
  Я не имел особых претензий и с радостью согласился.
  Тем более, что в волшебнике было что-то родное, близкое, родство душ что ли?!
  Так оно и получилось.
  Не зря меня друзья до сих пор зовут "Волшебником".
  Но заслужил я это имя потом, а вначале просто была возможность сыграть в конкретной роли.
  Конечно, роль была мала, всего несколько слов, но все же - Роль, характер, а без слов играть в тысячу раз сложнее и интереснее.
  Так получилось с моим волшебником и с мальчиком феи.
  Но и об этом немного позже.
  Помимо работы над спектаклем много внимания уделяли этюдам, основной первичной форме актерской учебы.
  Разбивались на группы, и режиссер говорил слово, по которому нужно было придумать небольшую сценку с минимумом слов.
  Подобные тренировки развивали сценическую фантазию, позволяли накапливать опыт, которого у нас почти не было.
  Конечно, к этюдам отношение было неоднозначное.
  Одни ребята их увлеченно делали, другие с неохотой. Но этюды все равно были полезны и для одних, и для других. Я навсегда запомнил свой первый этюд, простой и примитивный, но это было наше дитя, плод нашей мысли.
  Тема - "Измена". Играли: я, Ира Крыжина и Володя Савченко. Он и придумал сюжет, который был вполне обычным.
  В общем, если вдуматься, полнейшая ерунда. Но играли от всей души. Не зря после этого этюда я очень сдружился с Ирой и Володей.
  С Володей мы, к тому же, ездили вместе домой, - он жил в соседней деревне - Салтыковке. За время поездки мы успевали о многом поговорить. Как тут не подружиться! Да и похожи внешне: оба в очках, серьезные, картавящие.
  Нас иногда даже путали вновь прибывшие "актеры".
  Так потихоньку-помаленьку мы учились, набирались опыта.
  С начала декабря начали перед каждой репетицией делать гимнастику: ходили, перемещая ногу с пятки на носок, учились размеренной ходьбе с правильным дыханием, делали пластические движения, например, изображали, как красят окна, падение в обморок и многое другое. И все это под музыку, в такт ей. Можно сказать, что мы первыми изобрели Реп. Так мы разнообразили работу.
  Роли уже были разучены и сделана общая канва спектакля: сцены и связки между ними, и массовые сцены.
  И тогда, в начале декабря, Сергей привел бородатого мужчину с умным интересным лицом - Вячеслава Сергеевича Шалимова, ассистента режиссера театра имени Маяковского - Гончарова.
  Предварительно Сергей попросил, чтобы мы его называли на Вы и по имени-отчеству. Мы, конечно, согласились. Ему было бы неудобно перед старшим собратом за такое фамильярное отношение актеров к режиссеру. Ну, а после репетиций мы называли его по-прежнему.
  Прежде всего Сергей привел друга, потому что уезжал на Дальний Восток на съемки фильма. Но и чувствовал, что Шалимов в его опытом сможет довести спектакль до полного завершения, до последнего штриха. Это, конечно, мое личное мнение. Но думаю, что я прав.
  Здесь стоит сказать о том, как вел репетиции Николаич.
  Он очень редко выходил на сцену, даже подсказывал мало. Давал работать самостоятельно. А если уж что-нибудь предлагал, то всегда интересное и полезное. Оттого мне трудно вспомнить, что говорил на репетициях Сергей.
  Вячеслав с первых минут расположил к себе ребят и пробудил высокое доверие. Хотя мы были расстроены, что Сергея с нами не будет на первой премьере. Но он уехал, а Вячеслав как-то незаметно, не знаю даже, как это объяснить, создал удивительно творческую рабочую атмосферу.
  Чувствовался опыт, которого не хватало Сергею, ведь для него этот спектакль тоже был дебютом.
  Вячеслав руководил нами, как талантливый дирижер оркестром. Он держал все партии наших характеров и действий в общей струе, чутко и верно направляя их в нужное русло.
  И сырой спектакль стал приобретать форму, заискрился и к двадцать четвертому декабря был готов к показу.
  Ох, уж, эти предстартовые волнения, нервотрепка последних дней! Ни о чем, кроме спектакля, мы и думать не могли.
  Ни о чем, кроме спектакля, мы и думать не могли.
  Какие там экзамены и зачеты?
  Последнюю неделю репетировали в костюмах, привыкая к ним.
  У каждого персонажа была своя персональная одежда, свой облик.
  И костюмы способствовали вхождению в образ.